Впервые поселение на Крупской земле, в частности, деревня Городно, упоминается в 1517 году послом священной Римской империи Сигизмундом Герберштейном в его «Записках об Московии». А в 1575 году в записках Ганса Канцебля впервые встречается само местечко Крупка.
В 1613 году поселение Крупки появилось на карте Великого княжества Литовского, которая была издана в Амстердаме картографом Т. Маковским по заказу Николая Радзивилла Сиротки. На карте Крупки отмечены в числе значимых местечек.
Первые более подробные письменные сведения о Крупках относятся к 1627 г. Архивные документы упоминают тот факт, что князь Сангушко Сымон Самуэль (Szymon – Samuel) подарил своей жене Елене Корвин-Гасевской местечко Крупки (Krypie). В местечке насчитывалось около 60 «дымов» (т.н. дворов). И до конца XVIII в. местечко является владением князей Сангушков.
Небольшое местечко начало более интенсивно развиваться и приобретать большую известность в ХVII-XIX в.в., когда после второго раздела Речи Посполитой (1793 г.) Крупки оказались в составе Бобрской волости Сенненского повета Могилевской губернии Российской империи. Через местечко Крупки прошел важнейший путь – знаменитый Екатерининский тракт, или как еще его называли, старая смоленская дорога. Многие путешественники, государственные деятели проезжали через Крупки, направляясь с Запада в Москву и наоборот. Через Крупки проезжал посол Римской империи Сигизмунд Герберштейн, итальянец Александр Гваньинни, чех Бернгард Танер, русский посол П. Толстой, русский дьяк Т. Коробейников, англичанин Ричард Джонсон, русский путешественник академик В. Севергин, русский издатель М. Головнин, который отметил, что на всем пути от Орши до Бреста нашел только одну «гостиницу» — в Крупках.
В Отечественную войну 1812 года Крупки были сожжены французскими солдатами.
В середине ХІХ в. в местечке начала развиваться промышленность. Толчком для этого послужил общий промышленный подъем и в частности появление железной дороги (в ноябре 1871 г.)
В 1859 г. в Крупках работала мукомольная мануфактура. В то время она принадлежала дворянам Марии и Карлу Святским. В 1861 г. 17 рабочих изготавливали около 30 тысяч пудов муки в год. Под 1880 г. встречаем в исторических материалах свидетельство: «У мястэчку Крупцы губерні Магілёўскай на Бабры ёсць млыны, на якіх вырабляецца найдалікатнейшая мука пшонная і пад назвай Крупецкай альбо Крупчаткі развозіцца да найгалоўнейшых гарадоў».
В 1865 году в городе на центральной площади была построена церковь. В 30-е года ХХ в. церковь разрушили. Говорят, когда церковь сносили, одна женщина сохранила маленький куполок. И теперь он находится в новой церкви, построенной в конце ХХ века.
В 1896 году Карл Святский основал фабрику спичечной соломки, наиболее крупное предприятие в то время в городе. На ней работали более 50 рабочих. Большую часть продукции вывозили в Америку.
В 1897 г. в местечке насчитывалось 186 дворов, 1523 жителя. Работали кожевенный и маслобойный заводы, почта и телефонное отделение, церковноприходская школа, церковь, синагога, 4 еврейских молитвенных дома, 24 лавки, корчма, постоялый двор, оптовый винный склад. Проходили ярмарки 29 августа и 9 декабря.
В 1900 году купец Арон Гиршов Курник основал лесопильный завод.
В 1917 году был создан местечковый Совет рабочих и крестьянских депутатов.
С 26.02.1918 г. по 21.11.1918 г. Крупки оккупированы германскими войсками.
Созданная в 1920 году БССР занимала только 6 поветов Минской губернии. Восточная граница Беларуси протянулась через земли Крупского района. Крупки, таким образом, на протяжении 4 лет находились в составе РСФСР.
В 1924 году Крупки стали центром Крупского района. Он образовался в сложных условиях начала ХХ столетия 17 июля 1924 г. При образовании района встал вопрос о районном центре и, соответственно, о его названии. Собственно, выбор был небольшой – между двумя местечками – Бобром и Крупками. По количеству жителей они были примерно равны. Однако Крупки являлись более развитым промышленным центром: здесь, кроме достаточно крупной на то время фабрики «Соломка», имелись и другие промышленные предприятия и артели: гончарно-посудное производство, смолокурный, маслобойный заводы, швейная артель. Решение было принято в пользу Крупок.
7 декабря 1924 г. был проведен первый районный съезд Советов. На нем впервые в Крупках в зале бывшего помещичьего дома было включено электрическое освещение.
Только за два года, в 1926-1927 гг., здесь были построены амбулатория, новая школа, клуб, пожарное депо, к этому времени начала действовать электростанция. В 1925 г. в центре Крупок и Холопеничах были установлены громкоговорители для радиопередач.
К 1930 году уже действовали 52 школы, из них 7 семилетних. В октябре 1930 г. открылась Крупская районная библиотека.
В 1920-1930-е годы активно действовали комсомольские организации. Молодежь м. Бобр, например, часто налаживала факельные шествия, в клубе ставили спектакли, концерты художественной самодеятельности.
Постепенно превращался в промышленный и культурный центр района поселок Крупки. К середине 30-х годов здесь действовали фабрика «Соломка» имени С. Халтурина, льнозавод, гончарный завод, смолокурный завод, хлебопекарня, мельница, несколько промышленных артелей, электростанция, в райцентре также имелись дом культуры, библиотека, радиоузел, гостиница, кинотеатр, несколько магазинов, ветеринарный техникум, средняя школа, две неполных средних школы, одна из них еврейская, больница, аптека. Всего в это время в райцентре проживало более 2 тысяч человек. Постепенно менялся и внешний вид поселка. В 1935 г. было проведено его озеленение. В 1935 методом народной стройки началось возведение памятника В.И. Ленину. Общими усилиями к 1 мая 1936 г. памятник был открыт. Во время войны он был уничтожен и только в 1955 году возле здания райисполкома была установлена новая скульптура вождя. В 1932 году через территорию района, в том числе и через райцентр, была проложена автомагистраль. В предвоенные годы было построено здание железнодорожного вокзала Крупки, что позволило значительно улучшить обслуживание пассажиров и перевозку грузов.
В 1934 году открылась воздушная авиалиния Минск-Витебск через Холопеничи, Сенно, Бешенковичи. Соответственно, возле м. Холопеничи был построен аэродром и таким образом жители поселка и других населенных пунктов района могли пассажирским рейсом в течение часа долететь до столицы. В целом в это время авиации уделялось немалое внимание. Большую роль в ее развитии сыграла созданная в 1927 году массовая организация «Осоавиахим». В Крупках был образован планерный кружок Оршанского авиаклуба, имевший свой планер «Имени комсомола Крупщины», приобретенный за собранные молодежью средства. Начало сбору денег положили комсомольцы редакции районной газеты и районного узла связи, затем их поддержали и в других трудовых коллективах, школах района. С Витебского аэроклуба начал свой путь в бессмертие легендарный летчик, Герой Советского Союза Василий Александрович Князев, уроженец м. Бобр. Не исключено, что именно планерный кружок м. Крупки помог подняться в небо другому нашему знаменитому земляку из ст. Крупки, летчику, Герою Советского Союза Николаю Яковлевичу Зайцеву.
С 1931 года стала выходить районная газета «Камуністычны шлях».
В районе началась демонстрация кинофильмов, сначала немых, а с 1935 г. звуковых. В Крупках работал постоянный кинотеатр, открытый в 1932 году.
В м. Крупки был открыт ветеринарный техникум, первое среднее специальное заведение на Крупщине. В нем 9 педагогов обучали 115 будущих специалистов сельского хозяйства. В д. Ухвала также действовало довольно крупное специализированное учебное заведение – школа фабрично-заводского обучения. В нем обучалось свыше 300 человек. Здесь готовились специалисты для лесного хозяйства.
В предвоенные годы значительно расширилась сеть медицинских учреждений. Значительным успехом в развитии сети медицинских учреждений на территории района в 30-е годы стало открытие в ряде деревень фельдшерско-акушерских пунктов.
20 февраля 1938 г. Крупки вошли в состав Минской области, а 27 сентября этого же года Крупкам присвоен статус городского поселка.
Во время Великой Отечественной войны на Крупщине погиб 7371 человек. Были сожжены полностью 10 и частично 12 деревень. Однако никакие зверства фашизма не смогли сломить боевой дух людей. 2614 крупчан были награждены орденами и медалями.
С первых дней освобождения в городе начинается восстановление народного хозяйства. Осенью 1944 года начали работать промышленный комбинат, кожевенный и кирпичный заводы, МТС, радиоузел, телефонно-телеграфная станция, районная больница, детский дом. В послевоенный период построены универмаг, культмаг, книжный магазин, хлебозавод, кинотеатр, производственные мастерские райсельхозтехники, плодоовощной завод, школы и т.д.
В 1965 году в Крупках открылся Дом пионеров, первым директором которого стала Карнаухова Валентина Федоровна.
В Доме пионеров велась не только пионерская работа, но и функционировали различные кружки: "Юные кинолюбители", "Театральный кружок", "Кройка и шитье", "Рукоделие", "Кукольный театр" "Судомоделирование" и другие.
Кружок "Рукоделие"
Колесень Ирина Ивановна
Кружок "Кукольный театр"
Кружок "Кройка и шитье"
Аверина Р.И.
Кружок "Судомоделирование". Аверин
Кружок "Юные кинолюбители"
Сама Валентина Федоровна вела танцевальный кружок. Из воспоминаний Аллы Ивановны Бородач (Драница):
"В Крупки мы переехали в 1968 году. Я перешла в четвертый класс. Сразу же записалась в Дом пионеров на танцевальный кружок. Много репетировали и много выступали. Причем не только в зале Дома пионеров, но и по всему району".
С 1975 по 1984 годы директорами дома пионеров были:
Драченко
Чистякова Анна Андреевна;
Калинина Таисия Анатольевна;